«30 июля 2014 года прошло заседание коллегии Министерства финансов Республики Адыгея».
По вопросу «Об изменениях межбюджетных отношений в части касающейся предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным районам и городским округам в связи с проектом Закона РА «О внесении изменений в закон РА «О межбюджетных отношениях в Республике Адыгея», выступила Павлова Наталья Владимировна – начальник отдела межбюджетных отношений, сводного планирования и мониторинга муниципальных финансов Министерства финансов Республики Адыгея.
В своем выступлении она отметила, что для приведения в соответствие с принятыми изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части межбюджетных трансфертов, вступившими в силу с 1 января 2014 года был подготовлен и принят Закон Республики Адыгея «О внесений изменений в Закон Республики Адыгея «О межбюджетных отношениях в Республике Адыгея» в целях урегулирования взаимоотношений между органами государственной власти Республики Адыгея и органами местного самоуправления по вопросам межбюджетных отношений в части, касающейся предоставления межбюджетных трансфертов.
Во всех приложениях к Закону представлены новые методики расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), расчета дотаций поселениям, порядки определения объемов фондов финансовой поддержки и субсидий из местных бюджетов (отрицательных трансфертов).
В соответствии с БК РФ распределение дотаций в Методиках, как и раннее, производится на основании уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений, который определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом муниципального района (городского округа) и поселения исходя из уровня развития и структуры экономики и налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичного показателя в среднем по муниципальным районам (городским округам) и поселениям Республики Адыгея – это индекс налогового потенциала. При этом учитываются различия в структуре населения, социально-экономические, климатические, географические и иные объективные факторы и условия, влияющие на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя – это уже индекс бюджетных расходов.
При расчете индекса налогового потенциала учтены изменения налогового законодательства, в том числе в части актуализации информации в расчетных таблицах.
При расчете индекса бюджетных расходов стали дополнительно учитываться факторы дифференциации заработной платы, более детально используются данные структуры населения для более точного определения количества получателей муниципальных услуг. Теперь определяется средняя стоимость предоставляемых населению бюджетных услуг и, исходя из доходного потенциала муниципального образования, рассчитывается его бюджетная обеспеченность. При этом в соответствии с бюджетным законодательством основными критериями выравнивания являются численность, социальная инфраструктура населения и налоговый потенциал местных бюджетов.
При распределении дотаций в наилучших условиях оказываются муниципальные образования, проводящие эффективную бюджетную политику. Наибольшее значение имеет оптимизация расходных обязательств и инвентаризация сети бюджетных учреждений.
Впервые Законом в соответствии с частью 2 статьи 137 и частью 2 статьи 138 БК РФ утверждаются методики расчета определения размеров общих объемов фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и поселений, которые определяются исходя из необходимости достижения критерия выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) и поселений полномочий по решению вопросов местного значения.
Данный критерий учитывает:
- прогноз налоговых доходов местных бюджетов;
- недостающий объем бюджетных ассигнований на выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов для достижения критерия выравнивания;
- индекс роста доходов бюджета РА (учитывая объем получаемых федеральных дотаций).
Вносятся значительные изменения в порядок определения объемов районных фондов финансовой поддержки поселений и распределения дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района.
В соответствии с Методикой, общий объем районного фонда финансовой поддержки поселений складывается из двух частей. Первая часть - объем дотации рассчитанный исходя из собственных доходных возможностей района (расчет загружен в математическую модель), вторая часть - объем субвенций переданных муниципальному району из республиканского бюджета на выравнивание поселений (рассчитанных в соответствии с численностью жителей поселений).
Далее, часть фонда, рассчитанная исходя из собственных средств, распределяется между поселениями на основании их бюджетной обеспеченности, вторая часть фонда не подлежит перераспределению.
Субвенция, переданная муниципальному району на выравнивание поселения, передается в том же объеме, рассчитанном на душу населения, соответствующему поселению.
Вторым вопросом начальник отдела методологии и мониторинга государственных финансов Министерства финансов Республики Адыгея – Петрова Наталья Викторовна доложила результаты мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами и соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства за 1 и 2 кварталы 2014 года.
В 1 и 2 кварталах текущего года ежеквартальный мониторинг проводился по 13 показателям (для сравнения, в 2013 году – по 8 показателям). Ежеквартальный мониторинг был дополнен следующими показателями:
- соблюдение ограничения, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации, по предельному объему муниципальных заимствований;
- количество внесенных изменений в решение о бюджете муниципального района (городского округа) в части увеличения (сокращения) налоговых и неналоговых доходов;
- своевременность и качество предоставления ежемесячной бюджетной отчетности в Министерство финансов Республики Адыгея;
- своевременность предоставления информации о долговых обязательствах муниципального образования в Министерство финансов Республики Адыгея;
- ежемесячное размещение на официальном сайте финансового органа или администрации муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации об исполнении местного бюджета.
Мониторинг проводится на основании предоставляемой муниципальными образованиями ежемесячной отчетности, а также размещенной на официальных сайтах финансовых органов или администраций информации.
Результаты мониторинга следующие.
Три района занимают лидирующие позиции. Максимальная оценка у Гиагинского района (при этом, если в 1 квартале оценка составляла 82 балла, то во 2 квартале достигнута максимально возможная – 90 баллов). Далее Красногвардейский район с набранными 80 баллами. Майкопский район в 1 квартале набрал 77 баллов, во 2 квартале – 75 баллов. Четвертое место по результатам двух кварталов у Тахтамукайского района. Далее ранжирование районов по итогам каждого кварталов менялось.
По результатам мониторинга за 1 квартал 5 место у города Майкопа, шестое – у Теучежского района, далее - город Адыгейск, Кошехабльский район и на последнем месте Шовгеновский район.
По итогам 2 квартала пятое место у города Адыгейска, шестое – у города Майкопа, седьмое – у Теучежского района, восьмое – у Шовгеновского района, и последнее – у Кошехабльского района.